Сейчас работают:

Советы родителям

Подростковый возраст является непростым периодом как для самого ребенка, так и для родителей. В это время происходит много изменений, касающихся как внешнего, так и внутреннего мира подростка. Физиологические перемены становятся причиной излишней эмоциональности, вспыльчивости, частой смены настроения. И в это время , как никогда, становится все сложнее устанавливать контакт с ребенком. Кажется, как будто ребенка подменили, и спокойный еще вчера ребенок требует закрыть дверь и не рыться в его вещах, возмущается, получая замечания по поводу порядка в комнате, обращается за советом к друзьям, а не к родителю. Все это беспокоит и тревожит родителей. Как же быть, осознав, что и Вашего ребенка "подменили"?

Выдохните. Все происходящее нормально и говорит о том, что Ваш ребенок переходит к другому этапу своего развития. Он взрослеет, а это значит, что и Вам придется "взрослеть" вместе с ним. Часто из лучших побуждений мы хотим научить ребенка как правильно жить, защитить ребенка от разочарований и ошибок и поэтому пытаемся запретами и ограничениями, воспитанием достичь желаемого. Но дело в том, что ребенок вырос из нынешних воспитательных методов, как из старых джинсов. И ему нужны новые. Мы привыкли воспринимать ребенка как объект, которого нужно воспитывать, поучать, ограничивать и совсем не замечаем его новые потребности, а он открыто о них заявляет. Конечно, средства их представления могут показаться не самыми мягкими, но для того, чтобы разглядеть их, необходимо набраться терпения.

Своими, возможно, грубыми репликами подросток пытается сказать "Я есть! И у меня есть свои права". Давайте попробуем разобраться.

×Право на личное пространство. Говоря "выйди из моей комнаты", "мне нужен замок в моей комнате", "не трогай мои плакаты/журналы/вещи/книги и т.п" , разбрасывая вещи по квартире, подросток обозначает "свою территорию" и старается ее защитить. Это важно для формирования личности подростка. Выстраивая границы в физическом мире, он учится обозначать границы собственной личности, границы в общении. Так формируется его идентичность.

×право на свое мнение. Насколько важно быть услышанным? Наверное каждый человек хочет, чтобы с его мнением считались. Эта тема становится особо значимой и животрепещущей в подростковом возрасте. Данное право не означает, что Вы должны во всем соглашаться с Вашим ребёнком. Но позвольте ему думать по-своему, иметь взгляды на жизнь, отличные от Ваших. Понятно, что Вам эти представления могут казаться где-то смешными, нереалистичными, у Вас больше жизненного опыта. Однако вспомните, когда Вы стали взрослыми и мудрыми? Вряд ли это произошло в одно мгновение. Так и Вашему подростку необходимо научиться анализировать, сопоставлять разные факты, учиться находить здравый смысл среди множества мнений и представлений.

×право на самовыражение. Данный период явлется временем экспериментов над своей внешностью, образом жизни; периодом творческих поисков. Подросток примеряет на себя тот или иной образ, ищет сферу для самовыражения. Это важно для становления его личности. Задача взрослого - постараться помочь ему в этом. Помочь - значит поговорить с ним о волнующих темах, выслушать его мнение о том или ином увлечении, поддержать в начинаниях. Главное здесь - дать возможность самоопределения. Оставить последнее слово за ним. Если раньше Вы могли решить за ребёнка, что делать, как одеваться, куда ходить, то сейчас постарайтесь передать это право ему. Это не значит, что во всем нужно идти на поводу. Естественно, Вы по-прежнему отвечаете за ребёнка. Меняются способы общения. Вы можете лишь высказать своё мнение по поводу той или иной ситуации, привести свои доводы, а подросток будет думать, как их расценивать.

×право на личные интересы. Тут, как и в предыдущем пункте, важна поддержка, принятие, а также недосягаемость личных тем. Именно в этом возрасте появляются секреты, тайны от родителей. Они тоже являются частью мира подростка. А его мир достаточно противоречив. С одной стороны, подросток жаждет, чтоб его услышали, хочет поделиться, с другой стороны – хочет защитить своё пространство от вторжения. Бывают периоды открытости и закрытости. Родительская чуткость поможет определить, в каком настроении находится ребёнок и подскажет, как себя вести в той или иной ситуации. Главное - держать баланс и не лезть с расспросами, которые могут вызвать агрессию. Если подросток не хочет идти на контакт, а Вы чувствуете, что что-то происходит, Вы можете сказать “Я рядом, если хочешь чем-то поделиться я готов/а тебя выслушать”.

× право выбора. Оно проходит красной нитью сквозь все сферы жизни подростка. Научить ответственному поведению можно только дав право выбора. Нужно объснить ребенку, что совершая выбор, он несёт ответственность за последствия этого выбора. Но это не значит, что прямо сегодня Вы должны возложить всю ответственность на ребёнка “ты взрослеешь, ты решай”. Он ещё учится. Также нужно иметь в виду личностные особенности ребёнка. Тревожному и нерешительному подростку нужна поддержка и постепенная передача ответственности. Ему нужно, чтоб в него поверили, дали ощущение этой уверенности. Свободолюбивому и противоречивому подростку необходимо предостережение, обсуждение тех последствий, которые могут его ожидать, чтоб он научился принимать решения взвешенно.

Также, кроме прав у подростка есть желания, присущие ,впрочем, любому человеку:

* быть любимым. Для подростка особо значимо, чтобы его принимали таким, какой он есть. Кто, если не родители, сможет это сделать? Принятие даёт ощущение защищенности, на котором базируется уверенность в себе. Естественно, что у всех есть как достоинства, так и недостатки. Внимание подростка чаще сосредоточено на недостатках – физических ( мнимых или реальных), личностных. Задача взрослого - показать те ресурсы, которые есть для их принятия. Важно подчеркивать достоинства, успехи ребёнка. Все это влияет на формирование самооценки. А от уровня самооценки и уверенности в себе зависит дальнейшая самореализация ребёнка во взрослом и порой не самом радушном мире. Уверенность в себе и адекватная самооценка станет спасательным кругом для вашего ребёнка на всю жизнь.

*быть признанным. Означает поддержку инициативы ребёнка, его проб самореализации. Подростку важно ощущать значимость своей деятельности. В этот период формируется чувство взрослости, и именно поэтому ему важно быть признанным взрослым. Так он ощущает себя наравне со взрослыми. Средством достижения этого является занятие общественно полезными делами. Поддержку взрослый может оказать выражением интереса к жизни ребёнка, оказанием содействия, ставя акцент на успехах, умением дать совет и озвучить мнение со стороны.

* быть индивидуальностью. Любому подростку крайне важно ощущать уникальность собственной личности. Старайтесь подчеркивать его индивидуальные особенности ( в положительном ключе), способности, задатки, таланты. Это важно для раскрытия его личностного потенциала.

Также есть некие особенности, которые необходимо учитывать.

В данном возрасте на первый план выходит группа сверстников, подростку важно принадлежать к группе и занимать в ней определенный социальный статус. Здесь он учится жить по правилам группы, отстаивать своё мнение, интегрировать свои ценности с общегрупповыми, вырабатывает свой взгляд на мир, учится находить свою роль в коллективе и вести себя в соответствии с ней.

Помните, подростку необходимо ощущать интерес к жизни, участие и поддержку. Будьте в диалоге с ребенком, знайте чем он живёт, что его беспокоит, радует, огорчает. Делитесь с ним

своими чувствами, переживаниями – станьте его другом, будьте рядом с ним. И тогда Вы увидите, как он взрослеет, сохраните этот контакт на всю жизнь. Старайтесь выстраивать доверительные отношения, и тогда Вы увидите, как он становится сознательным и мудрым.

Оказывайте ему поддержку, дарите своё тепло, принимайте его таким, какой он есть. И тогда Вы ощутите чуткость и внимание с его стороны.

Помните, во всем нужна мера. Так и в отношениях с ребёнком Вы должны быть старшим товарищем, определять границы возможного, приводя основательные аргументы в диалоге, и в то же время сохранять авторитет. А в данном возрасте авторитет основывается на взаимном уважении и доверии. Будьте примером своему ребёнку, и тогда увидите плоды своих стараний в виде его успехов и продвижения.

Автор Дарья Пяткина.